Черное — Белое. Или шахматы на доске продвижения сайтов
Продвижение сайтов — одно из основных мероприятий интернет-маркетинга, широко востребованное на сегодняшнем рынке. С ростом популярности Интернет, как источника информации в бизнес-среде, произошел и логически обусловленный рост спроса на услуги по интернет-маркетингу.
Однако для большинства представителей бизнеса, являющихся главным потребителем такого рода услуг, продвижение остается неким «черным ящиком». Известны результаты раскрутки и некоторые ее методы в очень обобщенных чертах, но полного и целостного представления для большинства заказчиков так и нет.
Отсутствие этого понимания часто служит возникновению конфликтных ситуаций между заказчиком и исполнителем (специалистом по продвижению), а также дает возможность развития всякого рода шарлатанству и, прямо говоря, мошенничеству. В результате этого страдают как сами компании, теряющие деньги и время, так и специалисты интернет-маркетинга, чьи услуги ставятся под сомнение.
Для преодоления сложившейся ситуации стоит наконец-таки снять завесы тайн над продвижением сайтов. Дать понятную и достаточную информацию о нем.
Процесс продвижения сайтов состоит из нескольких комплексов мероприятий, одним из которых является Поисковая оптимизация сайта. Это работа с сайтом, результатом которой становится повышение позиции сайта в выдаче поисковика по конкретным поисковым запросам.
Достигается этот результат за счет знания оптимизатором критериев выбора позиций для сайтов поисковиков (алгоритма ранжирования), на основе чего проводится «подгонка» сайта под критерии поисковой машины.
Итак, что же лежит в основе этого выбора.
Релевантность страниц введенному запросу. Упрощая, в поисковую машину заложена программа, позволяющая определять, насколько та или иная страница сайта отвечает на поставленный запрос, насколько ценная информация на ней указана. В основе этой программы лежат исследования ученых о том, как выглядит текст, посвященный определенной тематике. Например, логично предположить, что в тексте, повествующем о цинковых тазах, определенное количество раз словосочетание «цинковые тазы» повторится. Также рассматриваются и другие параметры: такие, как структура текста, особенности его оформления и т.д. То есть, если тест на странице отвечает этим параметрам, то сама страница будет считаться поисковой машиной как более релевантная (лучшая по этой тематике).
Ссылочное ранжирование или, говоря проще, количество ссылок на сайт. Действуя из той же человеческой логики, создатели поисковых машин посчитали, что если на какую-то страницу ссылаются другие страницы, то значит материал на ней интересен и заслуживает внимания, и чем большее количество ссылается, тем весомее страница. Соответственно, она «лучше»: более релевантна и информативна. Подсчет ценности ссылок поисковой машиной — довольно сложный вопрос, но для нас достаточно и этой информации.
Будучи раскрыты, эти принципы легли в основу поисковой оптимизации сайта: корректировка контента, его оформления, увеличение «естественной»* ссылочной массы и т.д. По идее все эти мероприятия призваны действительно улучшить сайт. Он становится более информативным для пользователя, получает уникальный и актуальный контент (ведь только при таком условии на ваш ресурс будут ссылаться), сайт вовлекается в «диалог» с пользователем.
Продвижение сайта — это действительно трудоемкий и занимающий значительное время процесс. Однако те, кто не хочет много трудиться и долго ждать, изобрели немало методов быстрого завоевания позиций, при этом ничуть не делая ресурс лучше для людей, и таким образом загрязняя поисковую выдачу. Все, что оставалось поисковым системам, — это начать вести борьбу с такого рода псевдопродвижением. С одной стороны это смена алгоритмов ранжирования (которая продлевает срок достижения целей, даже при качественном продвижении сайта) и, с другой, карательные меры, такие как бан (исключение сайта из индекса, то есть из поисковика) и пессимизация (занижение позиций сайта при выдаче. При пессимизации сайт все-таки попадает в результаты, но вряд ли будет выше 300 позиции).
Шарлатаны не гнушаются таких «быстрых» методов, так как они позволяют очень легко выйти в топовые позиции (топ-10 Яндекса, например), получить деньги, а дальнейшее развитие ситуации их мало интересует. И именно благодаря им, в продвижении сайта появились такие понятия, как «черная» и «серая» оптимизация.
Рассмотрим их более внимательно.
Белая оптимизация — это работа над сайтом исключительно проверенными методами, одобряемыми поисковыми системами. Это часть именно того трудоемкого продвижения сайта, которое делает ресурс лучше и для поисковиков, и для пользователей.
Черная оптимизация — это повышение позиций сайта, запрещенными поисковиком методами, то есть теми, которые не делают сайт лучше, а работают на слабых местах алгоритма ранжирования. Результатом такого «продвижения» становится бан. К таким методам относятся:
Дорвей — страница сайта, оптимизированная под одну или несколько поисковых фраз с целью попадания на высокие позиции в результатах поиска. Автоматически созданный дорвей содержит случайный текст, в котором периодически встречается нужная поисковая фраза, и потому не приносит посетителю никакой пользы.
Клоакинг — способ работы веб-сервера, когда пользователь, приходящий на страницы сайта, видит одно содержимое, а поисковая машина — другое. Клоакинг позволяет скрыть спам, благодаря которому страница находится на высоких позициях в результате поиска, и выдать пристойное содержание пользователям.
Спамдексинг — различные методы обмана поисковиков и их посетителей с целью повышения позиции в результатах поисковой выдачи. Это любые приемы и тексты, рассчитанные только на роботы поисковых машин и не предназначенные для посетителя. **
Серая оптимизация — это повышение позиций сайта «полулегальными» методами. В результате серой оптимизации сайт, возможно, не попадет под бан, однако вполне может быть пессимизирован. К методам серой оптимизации относятся: участие в линкпомойках (автоматический обмен или покупка массы не тематических ссылок), перегрузка контента страницы ключевыми фразами (фразами запросов), не обоснованное логически оформление текста.
Например:
Рассмотрим 2 текста, посвященные, допустим, продвижению сайтов. Один из них «естественный», а второй прошел через руки «серых» оптимизаторов под ключевые фразы «продвижение сайта», «раскрутка сайта».
Естественный текст:
Продвижение сайта — это комплекс мероприятий, направленный на привлечение целевой аудитории на сайт. Этот многоуровневый процесс объединил в себе методы поисковой оптимизации, интернет-PR и SMO (маркетинг в социальных группах и блогосферах).
Переработанный текст:
Продвижение сайтов и поисковая оптимизация (раскрутка сайтов) на Яндексе, продвижение сайтов и поисковая оптимизация (раскрутка сайтов) в поисковой системе Rambler.ru, продвижение сайтов и поисковая оптимизация (раскрутка сайтов) ...
Подобный текст очень сложен для человеческого прочтения, уловить смысл из него крайне затруднительно.
Отдельное слово хочется сказать и о так называемых «линкпомойках» (от слова link — ссылка). Понимая, что поисковики учитывают количество ссылок, так называемые оптимизаторы разработали целую систему методов наращивания ссылочной массы, не имеющей к «естественным ссылкам» никакого отношения.
Автоматический обмен или покупка ссылок. Ссылки проставляются автоматически, без учета тематики страниц, массы имеющихся ссылок и т.д. Таким не хитрым способом можно получить значительное количество ссылок за очень короткий срок. Смысл всего мероприятия можно определить распространенной фразой: «миллион ссылок выведут в топ любой сайт». Вопрос упирается исключительно в «ссылочные бюджеты» — количество денег, предоставленных заказчиком на покупку ссылок. Однако заказчика весьма редко оповещают о том, что, в лучшем случае, за все эти ссылки придется ежемесячно платить, а в худшем — сайт может быть пессимизирован.
Неопотитский спам (от латинского nepos, nepotis — племянник, родственник) — взаимообмен ссылками исключительно для повышения позиции в результате поисковой выдачи. Понимается также в более широком значении, как ссылочный спам в общем.
Как же распознать «серую» и «черную» оптимизацию? Спрашивайте и уточняйте. Как правило, все существование псевдооптимизаторов держится на том, что заказчик имеет исключительно малое представление о процессе оптимизации сайта. Как говорится, кто предупрежден — тот и вооружен.
Успешного продвижения сайтов!
P.S.:
Во время написания статьи, мне позвонили и приятный женский голос порекомендовал не пользоваться услугами компаний, которые как-либо наращивают ссылочную массу, а сразу обратится к ним. Сказать, что эта информация — бред, значит — ничего не сказать! Ссылки необходимы. Вопрос в том, как их нужно наращивать. Чему и будет посвящена следующая статья.
* естественная ссылка — это ссылка, полученная «естественным» образом, как ссылка на достойную информацию, а не купленная или выменянная в процессе обмена ссылок.
** Вся терминология была приведена согласно работе И.С. Ашманова и А.А. Иванова «Продвижение сайтов в поисковых системах» — М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008. — с. 255-261
Заозерова Софья