Стиль Модерн

Течение «Модерн» появилось в конце девятнадцатого столетия. Его появление отвечало общемировому стремлению к переменам, очень ярко проявившемуся на рубеже веков. Это было время научных и технических открытий, именно тогда появились такие привычные элементы нашей жизни, как: кино, автомобиль, радио, телефон, самолет и многое другое.

В начале двадцатого века Альберт Эйнштейн создал теорию относительности, что уже само по себе стало грандиозным событием в мире науки, изменившее отношение людей ко многим вещам. Братья Люмьер представили миру первый в мире кинофильм, поразивший зрителей настолько, что они были готовы спасаться бегством.

Все это, будучи новым и необычным, не могло не изменить человеческое восприятие окружающего мира. Что заставляло сознание и фантазию стремиться к еще большим высотам как в науке и технике, так и в искусстве.

Стиль «Модерн» имел разные названия и течения. Так, во Франции его называли «Ар Нуво» (Новое искусство — Art Nouveau), в Италии «Либерти», в Германии «Югендстиль» (от названия немецкого журнала, посвященного искусству «Югенд»), в Австрии «Сецессион» (отделение, уход), в США — «Тиффани стайл», а в России и Англии — стиль «Модерн», что значит современный.

Наибольшую известность он приобрел после всемирной выставки в Париже в 1900 году, на которой были представлены современные достижения технического прогресса и прикладных искусств. Многие из них были выполнены в стиле «Модерн». В этой выставке приняли участие такие страны, как: Франция, Россия, США, Австралия и другие. Каждая из стран участниц имела свой павильон, созданный лучшими архитекторами. К открытию выставки в 1899 г. была построена Эйфелева башня, вызвавшая в то время массу протестов со стороны общественности, и впоследствии ставшая символом Парижа, каким и остается по сегодняшний день. В ее создании были использованы самые современные железные конструкции, изобретенные ее создателем — выдающимся инженером Гюсставом Эйфилем.

Стиль «Модерн» оставил значительный след как в изобразительном искусстве (графики, живописи, скульптуре), так и в архитектуре, дизайне интерьеров, предметов быта и ювелирных украшений. В ту эпоху было построено большое количество выдающихся архитектурных сооружений, таких как «Хрустальный дворец» в Лондоне, Греческий храм и Саграда Фамилия Гауди, здание Сецессиона в Вене, Особняк Шаронова и многие другие. Созданы знаменитые интерьеры: Павлинья комната, интерьеры особняков Тасселя и Рябушинского, интерьер бутика Фуке и другие.

Источником вдохновения для мастеров, работающих в стиле «Ар Нуво», стала природа, во всем ее разнообразии. Они объединяли природные линии и свою фантазию в единое целое, что позволяло достигать потрясающего эффекта и заставляло зрителей замирать от восторга. Особенностью стиля модерн стал отказ от прямых линий в пользу плавных и изящных. Художники модерна часто использовали в своих графических работах арабески, природные орнаменты из стеблей и листьев растений, а также причудливые формы из животного мира. Эти работы проникнуты особой энергией, выраженной в потрясающей пластичности и гибкости линий. Этому же принципу соответствуют изображения женщин модерна. Грациозные и изящные с длинными сплетающимися в причудливые узоры волосами, они еще больше подчеркивают близость стиля «Модерн» к природе.

Отражением духа Ар Нуво стала вышивка, выполненная по рисунку швейцарского художника Германа Обриста «Удар бича». На нем изображен цветок цикламена, изгиб стебля которого сравнивали с ударом бича, рассекающего пространство и несущего в себе силу и стремительную динамику, не свойственную более ранним изображениям этого растения.

Одним из выдающихся произведений эпохи модерна стала лестница в особняке Рябушинского в Москве, созданная Ф. Шехтелем в 1900-1902. Перила этой лестницы выполнены в виде морской волны, вздымающейся от ее подножия вверх по лестничным пролетам. Ее мягкие линии, необычность форм и динамика композиции приводила в восторг как хозяина дома, так и его гостей.

Парижское метро — один из ярких представителей направления Ар Нуво. Его выходы были выполнены Эктором Гемаром в виде живописных павильонов из металла и стекла. Современный живой стиль смело шагнул на улицы великого города, гармонично вплетаясь в неповторимый поэтический стиль Парижа, дополняя и еще больше оживляя его. В создание павильонов, фонарей и вывесок архитектор использовал текучие природные линии и округлые элементы, заставляющие работать фантазию зрителя. А зрителями были и остаются простые парижане и многочисленные гости города.

В то время архитекторы и дизайнеры интерьеров уделяли очень много внимания целостности окружающей среды, когда все пространство вокруг человека подчинялось единому стилю, становясь цельным произведением искусства. А, как известно, ничего так не влияет на человека, как его окружение. Такой подход обеспечивал закономерное развитие общего культурного и духовного уровня и вполне возможно, что и сам хозяин помещения, будучи некой отправной точкой, мог естественно влиться в общий образ своего жилища, став тем самым частью этого единства.

В стиле «Модерн» вплелись и европейские веяния, и восточные традиции, и самобытность северных народов и многое другое. Это позволило ему быть разнообразным и изменчивым, привлекая к себе интерес совершенно разных людей, каждый из которых мог найти в нем отражение собственных стремлений и мироощущения в целом.

Продолжать рассказ об этом стиле можно практически бесконечно, но ничто не заменит личного знакомства с произведениями этой эпохи.

Среди художников и архитекторов, работавших в этом стиле, есть такие известные имена, как:

Альфонс Муха
Антонио Гауди
Обри Бердсли
Густав Климт
Эктор Гимар
Анри де Тулуз-Лотрек
Михаил Врубель
Иван Белибин
Александр Бенуа
Ян Тоороп
Фердинанд Кнопф
Эмиль Галле
Рене Лалик
Елена Полненова
Виктор Орта
Эжен Грассе
Клод Моне
Николай Рерих
Луис Тиффани
Федор Шехтель
Морис Дени
и другие …